Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.
Безопасность учеников
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
- Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
- Составить паспорт антитеррористической защищенности.
- Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
- Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
- Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
- Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму
Документ по антитеррористической защищенности
В образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
- есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
- представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
- отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
- есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Функции руководителя
Директор отвечает за антитеррористическую безопасность в школе. Его задача — организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории учебного заведения.
Деятельность комиссии
Помимо руководителя, за безопасностью в школе следит антитеррористическая комиссия. В нее входят:
- заместитель директора по АХЧ;
- заместитель директора по УВР;
- учитель ОБЖ.
Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.
Также комиссия:
- разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;
- описывает действия персонала и детей в случае угрозы;
- ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);
- участвует в подборе кадров;
- проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.
В комплекс предупредительных мер входят:
Антитеррористическая комиссия :
- разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;
- описывает действия персонала и детей в случае угрозы;
- ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);
- участвует в подборе кадров;
- проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:
-
попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
-
если это возможно, записать номер звонившего; во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
-
запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
-
записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю;
-
не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.
- Второе действие
- Третье действие
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
-
проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
-
усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
-
дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
-
ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
-
контроль за работой охранников;
-
своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует.
Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций, сохранения жизни и здоровья детей.
Какие меры принимаются для обеспечения пожарной безопасности?
Основные меры:
- Наличие огнетушителей;
- Планы эвакуации;
- Эвакуационные пути, эвакуационные выходы;
- Обработка огнезащитными составами;
- Обучение пожарно-техническому минимуму.
Запрещается
- Запрещено приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п.). В школе и на ее территории курить запрещено!
- Запрещено приносить в школу взрывоопасные предметы (хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними.
- Запрещено приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками.
- Запрещено разводить костры на территории школы.
- Нельзя без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы.
- Не нагревайте незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики).
- Опыты проводятся только в кабинетах физики и химии.
- Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы. Это очень ОПАСНО!
- В каждой рекреации есть огнетушитель. Необходимо научится им пользоваться.
- Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.
- При обнаружении пожара или задымления срочно сообщите учителям, техническому персоналу школы и вызовите пожарных.
Действия при возникновении пожара
- При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы, соблюдать
- При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
- Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
- По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
- Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
- Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
- При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.
- Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
- Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.
С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе разработан план общешкольных мероприятий по профилактике и предупреждению ДТП.
- Уроки по Правилам дорожного движения (предмет «Окружающий мир» – 1-4 классы; ОБЗР – 8-9 классы);
- Тематические классные часы по ПДД;
- Общешкольные внеклассные мероприятия;
- Беседы, викторины, конкурсы, выставки рисунков и плакатов по ПДД;
- Открытые внеклассные мероприятия по ПДД;
- Встречи с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Уярский", совместное проведение мероприятий;
- Выставка книг в школьной библиотеке по соблюдению ПДД;
- Организация работы отрядов ЮИД.
Интернет-ресурсы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»
Официальный сайт МВД РФ «Дети и ГИБДД»
«Безопасные дороги – детям» Проект Госавтоинспекции МВД России
Государственная автоинспекция Российской Федерации
В нашей школе:
Установлено ограждение вокруг территории ОУ.
Установлены запрещающие и предупреждающие знаки.
Паспорт дорожной безопасности
Портал «Дорога без опасности».
Воспользуйтесь интерактивным образовательным порталом «Дорога без опасности».
Его разработали в рамках целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». На портале есть электронные образовательные ресурсы, обучающие видеофильмы, которые формируют у детей навыки безопасного участия в дорожном движении.
Портал «Дорога без опасности» включает разделы для детей, родителей и педагогов, новостной блок и нормативные документы. Чтобы зарегистрироваться на портале, работнику образовательной организации необходимо выбрать пункт «Эксперт» в поле «Запрашиваемая роль». На портале есть руководство пользователя.
Портал обладает системой динамического формирования кроссплатформенных образовательных ресурсов. Система позволит формировать педагогическим работникам авторские электронные образовательные ресурсы, которые создадут у детей модели безопасного поведения на дороге.
Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов.
Работа по профилактике травматизма обучающихся и воспитанников – это целостная система, включающая профилактические мероприятия по следующим направлениям:
- создание безопасных условий обучения и воспитания, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, включая профилактику травматизма учащихся на объектах железнодорожного транспорта;
- профилактика травматизма учащихся и воспитанников во время проведения учебно-воспитательного процесса;
- профилактика травматизма обучающихся во время проведения занятий физической культурой и спортом;
- профилактическая работа с родителями по предупреждению детского травматизма.
Виды травматизма детей в школе:
- Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
- Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
- Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
- Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.